Язык звуков
Майский вечер. Мы сидим на берегу заросшего лесного озера и наслаждаемся тишиной. Изредка вдали прокричит кукушка: «ку-ку, ку-ку» — и снова тишь.
И вдруг словно раскололся гигантский орех: «кре-ке-ке-ква». Это начали концерт озерные лягушки. Сначала одна, затем другая, и вот уже на влажных от росы листьях, на болотных кочках, среди осоки и камышей расположился сводный лесной хор. Идет весенняя спевка.
Вид певцов очень забавен. Они серьезны и полны достоинства. Важно и торжественно раздувается перламутровое горло, блестят выпученные глаза.
«Кре-ке-ке-ква! Кре-ке-ке-ква!» — несется над озером.
Что это: весенний гимн, крики о помощи, перекличка? О чем они квакают? И о чем кричала кукушка? Имеет ли их речь какой-нибудь смысл?
Вот об этом и пойдет рассказ. Звериных языков великое множество, поэтому на этот раз мы поговорим только об одном, самом простом — о языке звуков. Почти все птицы и звери пользуются им. И не только они.
Сильбо.
На Канарских островах, что лежат вблизи северо-западного побережья Африки, есть небольшой островок Гомера. Крутые горы и глубокие ущелья избороздили его поверхность. Дорог почти нет. До населенных пунктов можно добраться лишь по козьим тропам. Однако вести разносятся по острову удивительно быстро. Словно птицы, летят они через пропасти и ущелья от деревушки к деревушке. И разносит их не телефон, не телеграф, а сильбо.
Основное население острова — пастухи. Они-то и придумали особую разновидность языка — язык свиста, или сильбо. Пастухи — потомки испанцев. Конечно, дома они говорят по-испански, а в горах предпочитают сильбо. И понятно почему.
Представьте себе горы, разделенные глубокими ущельями. На них пастухи пасут свои отары. Скучно, хочется поболтать, но расстояние между горами один-два километра. Здесь-то и выручает сильбо. Ведь для свиста несколько километров не помеха!
Сильбо — очень любопытный язык. В самом деле, обычно, разговаривая, мы меняем тембр звука, его высоту, длительность, громкость. В нашем распоряжении гласные, согласные, шипящие звуки, акцент, интонация. При этом слаженно работают губы, язык, гортань, челюсти. Пастухи же, говорящие или, точнее, свистящие, меняют только высоту тона и тем не менее прекрасно понимают друг друга.
Все взрослые жители острова Гомера владеют этим необычным языком. Человек, знающий испанский язык, может изучить сильбо за месяц. Поэтому дети 8—9 лет свободно изъясняются на нем. Некоторые жители настолько искусны, что издаваемый ими свист слышен за десятки километров. Своей силой и пронзительностью он напоминает пароходную сирену или свисток локомотива.
Во время гражданской войны в Испании в 1936—1939 годах жители острова Гомера были мобилизованы. Многих из них использовали на фронте для быстрой передачи секретных сообщений. Но вскоре обнаружилось, что знатоки сильбо есть и у республиканцев, и у франкистов. И от этого необычного в военных условиях средства связи пришлось отказаться.
О языке сильбо можно было бы рассказать еще много интересного, но для нас сейчас важно другое. Этот свистящий язык роднит человека с птицами. Недаром живущие на острове Гомера черные дрозды подчас знают многие словечки по сильбо. Их любимое занятие: без ошибок повторять испанские имена. Идешь по лесу и слышишь: «Филипп! Альфонсо! Фредерик!»
Птичьи ополчения.
Язык звуков обычен для птиц. Все слышали трели соловья, позывные кукушки, курлыканье журавлей. Но многие полагают, что пенье птиц — занятие эмоциональное, идет, так сказать, от избытка чувств. Это распространенное заблуждение. Пенье и крики птиц — своеобразный язык, сложный и загадочный. Это сигналы, полные скрытого смысла. Причем птицы разных видов «произносят» одинаковые «слова».
Сигналы тревоги у синиц, зябликов и овсянок, например, очень схожи. Это и понятно. В случае опасности пернатые объединяются, образуя птичьи ополчения. Ведь они ведут непрерывную войну с крупными птицами: совами, беркутами, ястребами. На стороне хищников острый, могучий клюв, цепкие когти. Сила мелких птиц в единстве. И в случае опасности объявляется общая мобилизация. Идут батальоны пеночек, полки славок, роты синичек.
Попробуйте где-нибудь на опушке леса понаблюдать, как ведут себя мелкие птицы при появлении хищника. Вот в ветвях высокой березы притаилась сова. Птички кружат вокруг хищника, издавая резкие, отрывистые крики, напоминающие позвякивание. Это сигналы тревоги. Их цель — оповестить всех, что враг прячется на дереве. Совсем по-иному реагируют они на летящего ястреба. Меняется их тактика, меняется и характер криков. Теперь птицы прячутся в листве, а крики продолжительны и высоки по тону.
Если записать эти сигналы, то на экране осциллографа мы увидим совершенно разную картину. В первом случае — сова в ветвях — сигналы на осциллограмме короткие, отрывистые. Они как бы говорят: «Неприятель в засаде!» Но летит ястреб, и сигнал на осциллограмме изменился. «Берегись! Спрячься в листве!» — предупреждает он.
Почему попугай такой попугай.
Если крики птиц похожи на отдельные слова, то их песни — на целые фразы. У некоторых птиц они очень мелодичны. Были сделаны даже попытки переложить их на ноты. Специалисты признали, что некоторые «арии» пернатых отвечают всем законам музыкальной композиции.
Очень трудно переводить тонкие и нежные мелодии птичьих песен. Вот перекликаются совы неясыти. Самец и самка.
«Иди сюда, — зовет самец. — Здесь мой охотничий район».
А рядом на высокой сосне выстукивает дятел: «Здесь я живу. Ток-ток-ток-ток-ток! Здесь я живу!»
А это еще что такое? Кто-то невидимый словно бормочет сам с собой. Слышны гневные нотки предвестницы ярости. Это тетеревиный ток. Чуфыканье. Вызов соперника на дуэль.
Мелодия, рисунок песен птиц одного и того же вида только приблизительно одинаковы.
В пении птиц еще много неясного, загадочного. Ученые пока не могут ответить даже на элементарные вопросы. Так, например, многие птицы: попугаи, вороны, майны, скворцы — хорошо имитируют речь человека. Спрашивается, зачем им эта способность? Может быть, для них звукоподражание просто забава, развлечение? Или эти птицы подхватывают чужие звуки так же непроизвольно, как годовалый ребенок повторяет слова взрослых? А может быть, звукоподражание имеет для птиц важное биологическое значение?
О чем стрекочет кузнечик?
Языком звуков пользуются не только птицы. Трубят, подняв к солнцу хобот, слоны, ревут тигры и бегемоты, лают лисицы.
А знаете ли вы, как общаются между собою кролики?
Они стучат по земле лапками. «Тук-тук, тук-тук!»— разносятся послания-телеграммы. А в соседнем лесочке припала к земле ухом подруга-крольчиха.
А теперь о кузнечиках и сверчках. Кузнечики стрекочут, проводя лапками по надкрыльям. С помощью этой несложной техники они образуют словарь из десятка звуков. Этого вполне достаточно, чтобы кузнечик мог считать себя существом образованным.
Сверчки издают звуки так же, как кузнечики. Однако они трут не лапку о крыло, а одно крыло о другое.
Интересно наблюдать, как кузнечик поет свадебную песню. Вначале он призывает других самцов образовать нечто вроде хора или самодеятельного оркестра. Все это для того, чтобы совместными усилиями привлечь самок (есть подозрения, что они глуховаты).
При появлении самок характер песни меняется. Теперь кузнечики поют песню обольщения. Этот вопль остается без ответа, так как обычно самки петь не умеют.
В репертуаре кузнечиков есть и другие номера. Песня-угроза (при виде соперника), песня умиротворения (если надо успокоить подругу — у нее сварливый нрав) и так далее.
Акустический спектрограф
Американский инженер Керста сконструировал особый аппарат. Он назвал его «акустический спектрограф». Этот аппарат позволяет получать «отпечатки голоса». Оказалось, что отпечаток голоса человека так же индивидуален, как и отпечатки его пальцев.
Понять это нетрудно. Речь — это результат работы многих органов: голосовых связок, рта, носовой полости. Все особенности строения глотки, размер головы влияют на характер звука. Поэтому- отпечаток голоса дает возможность отличить данного человека от миллиона других.
И вот еще один поразительный факт. Керста утверждает: если удалить человеку зубы, миндалины
и набить рот камнями, то все это лишь незначительно изменит отпечаток его голоса.
Керста надеется, что его изобретение найдет широкое применение в антропологии и криминалистике. Представьте себе, что вам кто-то звонит по телефону, угрожает, шантажирует, требует денег.
С помощью изобретения Керста записанный телефонный разговор поможет установить личность преступника даже в том случае, если он сказал всего несколько слов.
Какой в этом прок.
Нужно ли нам, людям, изучать язык птиц и зверей? Не праздное ли это занятие?
Ответим вопросом на вопрос. А разве неинтересно узнать, почему кукует кукушка, о чем стрекочут кузнечики и какими новостями обмениваются стучащие по земле лапками кролики? Знание языка птиц и зверей имеет практическое значение.
Язык птиц и зверей обладает любопытными особенностями. Прежде всего это сугубо деловой язык. Животные в отличие от людей зря не болтают. Кваканье лягушек, курлыканье журавлей, трели соловья, стрекот кузнечика — все эти крики и песни обязательно несут в себе какую-нибудь информацию, имеют совершенно определенное значение.
Исключение составляют попугаи, скворцы и грачи, которые способны праздно передразнивать человека. Да и то мы не совсем уверены, праздное ли это занятие.
А вот другая особенность звериного языка.
Животные целиком живут в настоящем. Поэтому в зверином языке нет прошедшего и будущего времени, только настоящее!
Далее, язык птиц и зверей может помочь в вопросе о происхождении человеческой речи. Язык птиц и зверей изучать, конечно, необходимо. А какие диковинные плоды принесет это занятие, покажет будущее!
Ю. ЧИРКОВ