Отношение к рептилиям повсеместно и во все времена было совершенно не положительным. Даже в сказках это отражается однозначно: «Мать этой Скарапеи не залюбила. К обеду не зовет, по отчеству не величат, имени не спрашиват, а выйдет змея на крылечке посидеть, дак матка Ванькина ей на хвост кажной раз наступит». Это донельзя полезную для семейства змею так обижали!
А в реальной жизни и похуже обычно бывало: как увидит человек поблизости пресмыкающееся, так непременно убьёт. Все подобные действия происходили вопреки природе, её тончайший механизм полностью игнорировался. До сравнительно недавнего времени, охране и защите рептилий не уделялось должного внимания, как они того заслуживали. Казалось бы, просто ответить на вопрос о необходимости рептилий в природе, как и всех остальных обитателей нашей планеты.
Взаимосвязи с остальными компонентами жизни на Земле выявлены и сомнениям не подлежат. Исчезнут рептилии – пошатнётся и остальной мир: растения, животные, микроорганизмы. Всё движется, развивается взаимосвязанно. И рептилии – точно такие же дети Солнца, как наши любимые кошки. Пресмыкающиеся не только служат пищей для многих групп животных, в том числе и для птиц, но и сами поедают чаще всего именно то, что природе вредит.
Я совсем не ядовитая! Женись - увидишь!
Никто не спорит, что многие виды пресмыкающихся для жизни человека и его здоровья крайне опасны, но это не значит, что их нужно истреблять. Нужно просто быть осторожнее, не наступать в лесу на змей. А сами они никогда на человека не нападают. Змеи крайне полезны и нужны. Их даже специально отлавливают и содержат в неволе для того, чтобы забирать у них целебный яд. Если обычные мероприятия по охране пресмыкающихся не помогают в достаточной мере, для большего успеха исчезающих рептилий разводят в неволе и выпускают в дикую среду обитания. Нужно, чтобы люди при встрече со змеями вели себя лояльно. Лучше просто отступить, а не убивать ни в чём не виноватое существо.
Когда змея не хочет замуж
Очень красивая змея – восточный динодон. Образ жизни ведёт настолько скрытный, что даже численность точно установить невозможно. Известно только, что она крайне мала. Любой неблагоприятный фактор – пожар в лесу, например, поздние долгие заморозки по весне – может привести к полному исчезновению этого вида. Сейчас восточный динодон был отмечен в Курильском заповеднике – только на острове Шикотан.
Обнаружить для учёта восточного динодона сложно: тело хоть и длинное, но очень тонкое, проникает в самую узкую расщелину, мгновенно зарывается в землю, также прячется в густой растительности вокруг водоёмов. Эта замечательная змея не хочет с нами встречаться, а потому исключительно осторожна, охотится только в темноте: ловит рыбёшку, мелких позвоночных. Может разорить птичье гнездо.
Люди почти полностью уничтожили эту рептилию, несмотря на то, что восточный динодон действительно не ядовит. Просто не все об этом знают. А если змея чувствует опасность, она всегда свивается в клубок, шипит, пытается укусить. Люди пугаются и избавляются от угроз самым кардинальным способом. Не помогает даже то, что в крайних случаях динодон умеет притворяться мёртвым. Ему не без основания не верят, а потому убивают по-настоящему. И совершенно напрасно!
Каратист с красным поясом
Эта полутораметровой длины змей проживает на островах Тайвань, Цусима, в Китае, Лаосе, во Вьетнаме и Северной Корее, там и получил имя - краснопоясный динодон. В России известна лишь одна встреча с этим представителем вида (Приморский край). Естественно, численность популяции учесть не получилось, все данные о местах обитания данного вида имеют косвенный характер и достоверно не доказаны.
Тем не менее, в Красную книгу России эта змея внесена, и по мере обнаружения должна охраняться. Имейте это в виду!
Претендентка на роль Скарапеи
Эндемик Большого Кавказа гадюка Динника также переживает не лучшие времена. Более полуметра длиной, эта небольшая змея не только очень красива. Она достаточно опасна, а потому массово истреблялась во многих местах обитания. Только в Кавказском заповеднике, его субальпийском поясе, этому представителю рептилий относительно безопасно находиться: туристы иногда встречают скопления до двадцати экземпляров, что, кстати, совсем не много в определённые периоды змеиного существования.
К сожалению, проводится массовый отлов змей, привычные места обитания занимает человек со своей деятельностью. Интенсивно обустраиваются пастбища для скота, а потому помимо заповедников нет места гадюке Динника на этой планете.
Берегись: кусаюсь!
В западной части Кавказа пришлось взять под охрану гадюку Казнакова. Это змея семидесяти сантиметров длиной является реликтовым эндемиком. Основная популяция находится на территории Турции и в Аджарии, так же есть фрагменты ареала в Абхазии, Грузии и Краснодарском крае. Гадюка Казнакова редка повсеместно, встреча с нею бывает только в единичных случаях. Ещё несколько десятилетий назад вид буквально процветал, даже неподалёку от Сочи можно было наблюдать от трёх до пятнадцати особей в течение одного дня.
Сейчас по всей России не более трёх тысяч представителей этого вида. Ну, не жаль ли? Побережье Чёрного моря интенсивно осваивается, Сочинский заповедник постоянно теряет свои территории – буквально тысячу гектаров в год. А это именно те места, которые облюбовала для жизни наша ядовитая кусака. Ну ты же понимаешь, гадюка, что люди сильнее? Отползай от курортной зоны!
А эта - так, слегка пугает!
Достаточно редкий вид и, судя по наблюдениям, ещё более уменьшающийся по численности, и это отмечается во всех местах обитания, и в России, и на территории Украины. Расселилась гадюка Никольского широко, с размахом: ареал простирается по всем чернозёмным областям от Ростова вплоть до Волгограда. Но плотность расселения очень низка: одна-две особи на гектар.
Тем не менее, единичные встречи с гадюкой Никольского становятся всё реже. Размножаться буквально негде! Повсюду вы, люди: долинные леса освоили, пойменные луга заняли под своё сельское хозяйство. Единственное место, где змея охраняется - Хопёрский заповедник. Обходите его, пожалуйста, стороной. Гадюка Никольского не будет рада гостям! Убить - не убьёт, не в пример людям, но яд от укуса недельку-две будет давать о себе знать.
Слёзы у гюрзы... до момента мщения
Эта крупная, сильная и крайне ядовитая змея, воспетая многими писателями и поэтами-песенниками, например, американским Шекли, советским Трифоновым и российским Лирановым, – иногда вырастает до полутора метров длиной, живёт в Дагестане и обладает соответственно взрывным характером.
Этот вид вроде гастарбайтеров - небольшим коллективом у нас в стране поселился. Более всего гюрза распространена в Пакистане, Кашмире, Афганистане, Киргизии, Казахстане и остальной Средней Азии, во всех республиках Закавказья, в Турции, Сирии, в Ливане и на Кипре. У нас их не больше тысячи особей, и коллектив этот выживает трудно, с постоянными потерями. В остальном мире нет опасений относительно уменьшения численности. Почему же у нас так происходит?
Причины вымирания целых видов пресмыкающихся всюду одни и те же. И летние, и зимние места обитания гюрзы деградируют из-за слишком интенсивного выпаса скота, склоны гор подвергаются эрозии, а горные реки в скальных берегах, пригодные для гнездования гюрзы обмельчали - забирают всю воду на орошение. Также процветает несанкционированный отлов змей: до ста особей именно гюрзы изымается из природы ежегодно, и чаще всего это самые продуктивные особи – более семидесяти сантиметров длиной. Надо бы приостановить систему забора яда для медицинских целей до изобретения и внедрения каких-нибудь инноваций. Пусть гюрза пока размножается.