Орел-планерист. Как птицы парят в воздухе
П.А. Мантейфель любит воздухоплавание наверняка не менее, чем свои естественные науки. То и дело в его рассказах исследуются полёты птиц применительно к ещё находящемуся у своих истоков аэропланеризму. Не станем забывать при чтении, что этот интереснейший рассказ о мастерах планирования — орлах написан в начале двадцатого века, когда ещё реактивных самолётов не было. И, несмотря на это, учёный нигде не ошибся в своих наблюдениях! Как всегда, превосходен в его записках русский язык: читатель воочию видит полёт пернатых над лесом, затем над живописной лесной поляной, где они поймали, наконец, восходящие воздушные потоки, позволившие усталым подорликам без усилий взвиться вверх, превратившись в маленькие точки высокого неба, а затем далеко-далеко планировать над землёй, давая отдых своим измученным крыльям.
Здесь же автор проводит параллели с только что получившим начальное развитие в молодой стране планеризмом. Все суждения его абсолютно верны, именно такие свойства полёта пернатых и учитывали впоследствии конструкторы при разработке своих детищ. Способы передвижения птиц оказались весьма поучительными для авиаторов. От естественных наук П.А. Мантейфель уходит в науки точные. Он объясняет детям в рассказе о животных, почему над поляной были восходящие потоки воздуха, а над лесом — нет, почему там особенно труден бывает полёт. Чистая физика в самом, что ни на есть, доступном изложении.
Это было в середине сентября. Недалеко от станции Икша Савеловской железной дороги я охотился на вальдшнепов. Там мне и довелось наблюдать за полетом пернатых «планеристов». Над бескрайним лесным массивом летела к югу пара подорликов. Они тяжело махали крыльями и держались на высоте ста метров от земли. Видно было, что дальний путь утомил птиц. Наконец они поравнялись с просторной поляной и неподвижно раскинули крылья в парящем полете. Кружа над лужайкой, подорлики поднимались все выше и выше, словно какой-то могучий магнит притягивал их К облакам. Минут через десять большие птицы казались чуть заметными точками. Тогда они снова направились к югу, но только без помощи мускульной силы: подорлики плыли по воздуху, точно заправские планеры — они совсем не работали крыльями. Постепенно снижаясь, как бы скользя по склону отлогой горки, птицы вскоре исчезли за горизонтом.
Собственно, в этом полете нет ничего необычного: мы привыкли видеть орлов парящими в воздухе. Но почему же, однако, подорлики так усиленно гребли крыльями, когда пролетали над лесом? Это объясняется тем, что на открытой поляне земля была больше согрета солнцем, нежели там, где ее покрывали деревья, и над лужайкой подымался сильный восходящий поток теплого воздуха. Этим-то потоком и воспользовались подорлики, чтобы набрать высоту, с которой они долгое время могли бы затем соскальзывать вниз без всякой затраты энергии. Разве не так же поступают планеристы, летательный аппарат которых не имеет ни моторов, ни машущих крыльев? Как правило, значительную часть своего воздушного путешествия орлы совершают скользяще-планирующим полетом. Потому-то время от времени они и набирают огромную высоту, кружась над полем.
Подорлики, которых мне пришлось наблюдать, видимо, слишком уж долго летели над лесом. Птицы израсходовали весь запас высоты, а на пути еще не было ни одной поляны, над которой их мог бы поднять восходящий воздушный поток. Утомленные, летели они низко почти над самым лесом, часто взмахивая своими огромными тупыми крыльями.
Кто летал на планере или на самолете, вероятно, испытывал то же, что и подорлики: как известно, самолет, летящий над лесом, очень часто как бы «проваливается» вниз, ибо там, где нет восходящих потоков, машину обычно «прижимает» к земле.
Полет птиц весьма поучителен для авиаторов. Недаром конструкторы самолетов и планеров тщательно изучают условия и способы передвижения птиц по воздуху.
П.А. Мантейфель, 1937 год
Комментарии ()