Четверокрыл
Что мы знаем о полёте птиц? Такой вопрос задаёт читателю автор статьи П.Ю. Шмидт. Можем ли мы воссоздать механику этого движения? Далее рассматриваются достижения человечества в стремлении покорить небо: аэропланы начала двадцатого века, функциональность пропеллера, которая сродни ввинчиванию инфузории в толщу воды, планирование летучей рыбы в воздухе и многое ещё из того, что никак не объясняет нам чудо передвижения пернатых. Следует экскурс в доисторическое прошлое планеты с целью найти предшественников того же воробьишки или вороны, легко перелетающих с места на место. Мы словно воочию увидим археоптерикса, найденного в отложениях юрского периода и зубастых крылатых из мелового. Нам даже покажут пока не найденное промежуточное звено между этими полупресмыкающимися-полуптицами, каким, наверное, был гипотетический тетраптерикс (четверокрыл), которому приписывают не только свойство замечательно лазать по деревьям, но и летать.
Загадка птичьего полета.
Ежедневно перед нашими глазами совершается чудо, не разгаданное до сих пор. несмотря на все высокое развитие современной науки... Это чудо - полет птиц! Мы не можем его постичь механически, не можем выразить в цифрах, а что не выражается в цифрах, в простых числовых отношениях размеров, веса, движения, того мы и не понимаем до конца. Нам только кажется, что мы понимаем. Ведь так, как будто бы, просто: птица взмахивает крыльями, упирается их поверхностью в воздух, получает некоторый толчок вперед и вверх, достаточный для преодоления силы тяжести, отделяется от земли, взмахивает еще и еще раз и летит...
Это так просто, так обыденно, что мы и внимания не обращаем на выпорхнувшего из-под самых ног воробья или на перелетевшую с крыши на крышу ворону...
Но, если это просто и понятно, то, казалось бы, нам нетрудно было бы и воспроизвести это явление. Ведь человек во многом даже превзошел природу, перемудрил ее! Полет птиц ему, однако, до сих пор не удалось воссоздать... И не потому, чтобы не было достаточно легких материалов или столь же сильных двигателей - в малом масштабе и на короткий срок можно было бы получить и легкость, и силу, хотя бы путем применения сжатых газов... Нет, не хватает главного - не хватает понимания механического принципа полета птиц, точного знания числовых соотношений в пространстве и во времени... И потому для нас птица до сих пор чудо, с которым не может и отдаленно сравниться неуклюжий аэроплан!
Ведь не следует забывать, что полет аэроплана не имеет ничего общего с полетом птицы. Если уж угодно зоологическое сравнение, то скорее аэроплан можно сравнить с летучей рыбой, выносящейся на воздух, благодаря сильному удару хвоста, и затем парящей на своих неподвижно растянутых плавниках - крыльях, как бумажный змей или парашют... Отличие аэроплана лишь в том, что он получает поступательное движение не от первоначального толчка, а от непрерывного действия находящегося при нем пропеллера, который ввинчивается в воздух. Этот способ поступательного движения тоже небезызвестен в природе: таким именно способом ввинчиваются в воду жгутиковые инфузории, у которых жгутик находится на переднем конце тела и производит быстрые вращательные движения, описывая нечто в роде поверхности конуса.
Птица для нас до сих пор чудо еще и в другом отношении: мы не знаем, откуда она взялась, как выработались ее дивные летательные приспособления. Не знаем даже хотя бы с той степенью приближения, с какой это нам известно, например, для млекопитающих.
Прародители птиц. Археоптерикс.
Потому ли, что предки птиц были мелкие животные, нежные по своему строению, с тонкими костями или по каким-либо другим причинам, но ископаемых остатков родоначальников птиц нам пока известно чрезвычайно мало. Две ископаемые зубастые птицы — Ichthyornis и Hesperornis — известны из мелового периода, отдаленного от нашего времени, по исчислению геологов (впрочем, их мнения в данном отношении сильно расходятся), на 6 или 7 миллионов лет! Обе упомянутые формы, хотя и снабжены зубами, представляют собой типичных птиц со вполне уже сложившейся птичьей организацией.
Единственным более древним предком птиц является знаменитый археоптерикс (Archaeopteryx), найденный в отложениях юрского периода, древность которых определяется примерно в 10-11 миллионов лет. Археоптерикс, к счастью, довольно хорошо нам известный по двум превосходным отпечаткам в Золенгофенских литографских сланцах, сохранил еще много черт, свойственных его ближайшим предкам — ящерам, сходным с нынешними пресмыкающимися. Его голова похожа на голову ящерицы, и челюсти вооружены такими же, как у ящерицы, зубами. Глаза были окружены кольцами мелких косточек, как у многих ископаемых ящеров. Туловище, по форме птичье, оканчивалось длинным, как у ящерицы, хвостом, по бокам которого, однако, сидели настоящие перья.
Интереснее всего конечности этой «первоптицы». Ее передние ноги были превращены, благодаря присутствию длинных перьев, в настоящие большие крылья, но кисть все же не претерпела еще такого чрезвычайного сокращения, как у птиц, — она состояла из трех хорошо развитых пальцев, снабженных когтями и превосходно приспособленных для лазанья по деревьям. Задние ноги были, по своему скелету, почти птичьи, но обнаружили меньшее слияние костей, чем у современных птиц. По-видимому, и все тело этой первобытной птицы было покрыто мелкими перьями.
Таким образом, археоптерикс являлся уже типичной птицей, лишь с некоторыми сохранившимися у него чертами пресмыкающихся. Но каковы же были его предки, и как у них возникли эти главнейшие и основные признаки птиц — крылья и перья? На этот вопрос мы до сих пор можем ответить лишь догадками — никаких точных данных у нас нет, так как нам неизвестно ни одной переходной формы между настоящими бегающими и лазящими ящерами и археоптериксом, который, может быть и плохо, но все же, несомненно, летал.
Несколько очень остроумных соображений было высказано недавно американским орнитологом Вильямом Бибом в Трудах Нью-Йоркского Зоологического Общества, — эти соображения нам представляются весьма правдоподобными и, что особенно важно, они находят себе подтверждение в некоторых чертах строения современных птиц.
По мнению Биба, летающие предки птиц произошли от ящеров, лазавших по деревьям. Нередко и теперь можно наблюдать, что игуаны и другие ящерицы залезают на ветви деревьев и оттуда бросаются вниз, вытягивая все свои четыре ноги и делая тело возможно более плоским и широким. Некоторые из современных ящериц, так называемые летающие драконы, получают в видах такого «летанья» особые парашютообразные приспособления, в виде боковых, растянутых между конечностями перепонок, поддерживаемых сильно вытянутыми в длину ребрами.
У предков птиц создание парашютообразных приспособлений могло пойти иным путем. Роговые чешуи, покрывавшие все тело ящеров, и нередко и у нынешних ящериц принимающие форму различных фигурных пластинок и выростов, могли получить форму тех сложных, рассеченных на мелкие дольки пластин, какими являются перья. Разумеется, особенно сильно должны были развиться эти перья по заднему краю конечностей и, может быть, по бокам хвоста, так как именно здесь они могли получить необходимую твердую опору в костях скелета; как раз ноги и хвост и вытягивались животным в целях увеличения поверхности тела.
Четверокрыл.
Нет никаких оснований думать, чтобы при таком способе передвижения парашютные поверхности должны были развиться исключительно на передних конечностях. Напротив, пока перья не достигли чрезмерно большого развития, они должны были распределяться равномерно и на передних, и на задних конечностях, и логически необходимой промежуточной стадией в истории возникновения птиц должен был явиться четверокрыл (Tetrapteryx).
Этот предполагаемый предок птиц был по общим очертаниям, быть может, сходен с археоптериксом, но еще совершеннее был приспособлен к лазанию. Когда же он бросался вниз с дерева, чтобы спасти свою жизнь от какого-нибудь более крупного ящера-хищника, он распускал все свои четыре крыла и свой длинный, усаженный перьями хвост и медленно «планировал» вниз, как аэроплан с остановленным мотором...
Надо заметить, впрочем, что и у него уже задние крылья были меньше передних. На передних конечностях перья сидели и на плече, и на предплечье, тогда как на задних — по всей вероятности, лишь на бедрах. Перья на голенях мешали бы лазанью и едва ли сильно помогали бы при полете.
В дальнейшем развитии, происходившем на протяжении, быть может, миллионов лет, перья, являвшиеся сперва лишь роговыми чешуями сложного строения, мало-по-малу совершенствовались, удлинялись; параллельно с этим процессом, шло, вероятно, развитие передних крыльев и постепенное сокращение задних. Конечности летающих существ все более и более распределяли между собой роли, в силу принципа разделения труда: передние приспособлялись для полета, задние — для лазанья и хождения.
Одной из промежуточных стадий между четверокрылом и птицей явился археоптерикс с его уже вполне развитыми крыльями и еще ящеричным хвостом. Замечательно, что около задних конечностей на одном из отпечатков археоптерикса имеются явственные отпечатки довольно длинных перьев, которые, по своему положению, вполне могли бы быть приняты за более сильно развитые перья бедра.
Еще замечательнее то обстоятельство, что у целого ряда молодых, только что вылупившихся птенцов современных птиц Биб открыл в области заднего края бедра сильно развитые зачатки перьев, которые позднее исчезают бесследно! Эти зачаточные перья, конечно, не могут иметь никакого значения для современных птиц. Возможно, однако, что они являются отголоском далекого прошлого, — остатком задних крыльев этого загадочного, пока существующего лишь в нашей фантазии, четверокрыла. Примеры таких исчезающих во взрослом состоянии остаточных или рудиментарных органов чрезвычайно многочисленны в животном царстве — стоит вспомнить лишь зубы, появляющиеся у зародышей беззубых китов, жаберные мешки у зародышей млекопитающих, которые во взрослом состоянии никогда не несут жабр, и т. п.
Итак, быть может, тайна происхождения птиц до некоторой степени разгадана! Нельзя, конечно, забывать, что пока «четверокрыл» лишь остроумная гипотеза, имеющая, впрочем, под собой кое-какую реальную почву. Гипотеза эта превратится в теорию, когда будут найдены настоящие ископаемые остатки такого существа. На это, — увы! — надежды пока мало. Надо думать, что одним из первых приспособлений к полету были трубчатые и воздухоносные кости, свойственные и современным птицам, и, быть может, именно это обстоятельство сделало кости такими нежными, хрупкими и быстро рассыпающимися во прах, что скелеты ископаемых птиц и их предков составляют до сих пор величайшую редкость.
Шмидт П.Ю 1924 г.