Рассказ художника
"Сто рассказов из жизни животных", 1901 г.
Жил был такой художник, который любил рисовать животных и чаще всего кошек. Когда его спросили, почему он это делает, он рассказал нам следующее:
«Вы знаете моего любимца – Петьку? Ну, так вот, несколько лет тому назад он достался мне совсем крошечным, несмышленым котеночком, у которого недавно только открылись глазки. На второй же день после своего появление в моем доме он притащил ко мне полумертвого мышонка, который так вцепился в Петькин нос, что прокусил его до крови.
Мне понравилась Петькина храбрость, и я привязался к нему. Мало-помалу за храбростью пришла и сила, и он научился сам убивать мышей, но каждый раз непременно приносил их наверх и клал у моих ног.
Петька иногда по целым часам сидел на моем рабочем столе, наблюдая за тем, как я двигаю пером и кистью, но стоило мне начать срисовывать его самого, как он соскакивал со стола и прятался.
Постепенно я выучил его разным штукам, которые ему самому доставляли громадное удовольствие. Стащит он, например, в кухне кроличью лапку, принесет и положит у моих ног, а сам спрячется за дверью и выглядывает, не иду ли я. Стоит мне встать со стула, как он стремглав бросается прочь; я за ним, он за мной – и так по всему дому – такую поднимем возню, что только держись!
Но, среди шуток, я занимался и делом, изучая кота и стараясь срисовать его на бумагу. Я часто ползал по полу на руках и на коленях или таким же манером карабкался на лестницу. Петьку это страшно забавляло, и он с радости выкидывал разные штуки, а я запоминал его движения.
Он не мог видеть карандаша и альбома; сейчас же надувался и ложился клубочком на ковре у камина. Мне только раз удалось срисовать его сзади в то время, как он лежал, повернувшись ко мне спиной; а между тем его прыжки и шалости ужасно забавляли меня.
Сам Петька до того привязался ко мне, что, когда я уходил из дому, он усаживался на лестнице и, заслышав звук моих шагов, бежал мне навстречу. Мои шаги он быстро научился различать от шагов других людей. Одно только мне не удавалось: заставить его посидеть смирно, пока я его нарисую: он, видимо, находил ниже своего достоинства сидеть для портрета, и все мои наброски с него сделаны на память.
Некоторые из Петькиных штук были совсем особенные. Так, например, он, бывало, усядется у меня на коленях, на задних лапах, подымет передние кверху, сложит их вместе и, когда ему скажешь: «Ну, читай стихи!» начинает на разные лады: «Мяу, мяу, мяу!» За обедом он сидел на своем отдельном стуле и терпеливо ждал, пока мы кончим есть, а затем три раза громко мяукал в знак того, что теперь его очередь.
Петька был очень любопытен и, когда в доме появлялось что-нибудь новое, сейчас замечал это. Если я вешал на стену новую картину, он садился на пол и долго внимательно рассматривал ее. А иногда он ложился на спину, складывал лапки, откидывал голову на бок и вытягивал хвост – словом, «умирал», и лежал так, пока я не крикну ему: «Вставай!»
Но наконец я написал „Рождественскую прогулку котов». Эта картина имела большой успех, и с тех пор я стал рисовать только кошек».