Упрямый музыкант
Автор: Анри Фабр
– Я слышу его! – сказал Поль. – Вон там... под тем кустиком...
Поль – маленький сын Фабра. Ему всего семь лет. Но он уже знает тайны стрекоз и кобылок, сверчков и цикад. Он издали слышит песенку сверчка, и у него есть свой садок, в котором катают навозные шары священные жуки-скарабеи. У него есть даже свой дубовый лесок – четыре дубка вышиной в полметра.
Поль – верный товарищ своего отца.
Осторожно, чуть ступая, Поль подкрался к норке сверчка. Но сверчок услышал его шаги и спрятался в норку. Поль не смутился этим – сверчки очень осторожны и всегда прячутся. Он знал, что нужно сделать, и поглядел по сторонам. Нашел сухую былинку и присел на корточки над норкой.
Поль всунул былинку в норку сверчка и начал шевелить ею. Былинка щекотала сверчка. Тот пятился и пятился, но былинка не оставляла его в покое. Сверчок зашевелил длинными усиками. Пошел к выходу из норки...
Длинные усы показались из норки. Сверчок добрался до выхода из своего подземного жилья – былинка продолжала щекотать его. Выходить или нет? Сверчок медлил.
Вышел. Резкий свет ударил в глаза сверчку. И тут же его, ошеломленного, схватили.
– Он тут! – закричал Поль, пряча сверчка в бумажный пакетик. Поль ловко ловил сверчков и почти никогда не промахивался. А промахнись – сверчок успеет спрятаться в норку. И во второй раз его оттуда уже не выманишь, сколько ни щекочи былинкой. Правда, Поль знал, что стакан воды сразу выгонит сверчка из норы. Но носить с собой воду... Стоит ли?
Отец и сын долго ходили по полю. Поль то и дело ловил сверчков. Нужен был большой запас – Фабру захотелось развести сверчков у себя дома.
– Двадцать три штуки, – сказал Поль. – Тебе хватит этого?
– А ты заметил, сколько там самцов и самок? – спросил Фабр. – Мне нужны пары, а не просто сверчки.
Пришлось пересмотреть сверчков. Сколько самцов и сколько самок? У самки на конце брюшка торчит длинный яйцеклад. По этому признаку самку узнаешь с первого взгляда.
Оказалось, что самцов больше, чем самок.
– Поймай еще пяток самок, и у нас будет как раз десять пар.
Через час охотники за сверчками пошли домой.
Десять цветочных горшков с слегка примятой землей. Листок салата – запас еды для сверчка. Стекло сверху, чтобы сверчки не удрали. «Ферма для сверчков» – так Поль назвал это сооружение – была готова в тот же день.
– Поль! Мне одному не управиться. Здесь найдется дело и для тебя. Следи за ними. – Так Поль был принят в компаньоны сверчковой фермы.
Сверчки жили тихо и мирно. Ели салат, чистились и грелись на солнце. Самцы пели свои песенки.
И вот в начале июня Поль пришел к отцу и сказал ему: «Пойдем».
В одном из цветочных горшков самка начала кладку яиц. Она стояла неподвижно, воткнув свой яйцеклад глубоко в землю. Ее не смутили зрители, пригнувшие свои головы к самому горшку: она продолжала стоять.
Самка стояла долго. Потом вытащила яйцеклад из земли. Кое-как загладила лапками следы от дырки в земле. Отошла на несколько шагов в сторону и снова воткнула яйцеклад в землю.
Она втыкала яйцеклад то тут, то там. Но площадь земли в цветочном горшке не велика. И много разгуливать самке не пришлось.
Сверчки отложили яйца во всех десяти горшках. Отложила яйца и самка в горшке Поля – у него был, конечно, и свой, отдельный горшок.
Фабр решил пожертвовать одним из горшков. Он хотел посмотреть яйца сверчков и сосчитать их.
Яйца были желтые, как солома. Это были цилиндрики около трех миллиметров длиной. Они лежали в земле отдельными кучками, точнее пачками.
– Ну, давай считать.
Фабр вздохнул: очень уж скучна была эта работа.
Больше часа он просидел с лупой в руках. Считал яйца. Всего в одной кладке оказалось до шестисот яиц. Это отложила одна самка.
Яйцо сверчка – маленькое чудо механики. У него есть крышечка. Она открывается, если ее толкнуть изнутри. И тогда молодой сверчок вылезает из яйца через круглую дверку.
Так и случилось через десять дней.
Стук... стук... стук... Лоб сверчка ударял в крышечку.
Стук... Крышечка отскочила. Головка сверчка показалась в дверке.
Этот сверчок был мало похож на взрослого. У него не было крыльев. Он был совсем крошечный. И он был белый. Правда, через сутки он почернел, но на нем остался белый поясок. Это была примета, показывавшая, что перед вами «ребенок».
Сверчки-крошки были очень проворны. Они шевелили длинными усиками, семенили ножками и даже прыгали.
Через день Фабр задумался:
– Что мы будем делать с такой кучей сверчков? Ведь их у нас около шести тысяч. Им не наготовишь ни еды, ни помещений.
– Выпустим их в сад, – предложил Поль. – Пусть на будущее лето они поют под нашими окнами.
Сверчков выпустили в сад.
Муравьи несколько дней ели до отвала. Серые ящерицы едва передвигались – так плотно набили они свои животики молодыми сверчками. Жаба так и заснула посреди дорожки – она объелась.
– Ничего! Сколько-нибудь да останется, – утешал себя Поль.
Уцелевшие сверчки прятались под сухими листиками, под комочками земли. К августу они выросли и потеряли свои белые пояски. Но норок еще не рыли – они бродяжничали до самой глубокой осени.
В саду появились сфексы – охотники за сверчками. Им было бы трудно вытащить сверчка из норки. Но сверчка, сидящего под листиком, они хватали легко и быстро. И еще поубавилось сверчков в саду.
– Глупые! Ройте норки! Вас всех переловят! – говорил Поль сверчкам.
Сверчки бродили по саду, но норок не рыли.
– Им еще рано... Подожди... – успокаивал Поля отец.
Наступил октябрь. Начались холода. И только тогда сверчки принялись за работу.
Они не рыли норок на голом месте. Работа начиналась под навесом упавшего листа. Передними ножками сверчок рыл, а челюстями вытаскивал большие комочки глины или камешки. Землю в норке он утаптывал задними ногами и ими же выбрасывал накопанную землю наружу.
Сначала работа шла быстро. Рыхлая почва роется легко, и часа через два сверчок скрылся в земле. Иногда он появлялся у выхода, пятясь задом и подметая пол в норке.
Спешная работа закончена. Норка в пять сантиметров длиной готова.
Сверчок работал теперь не спеша, с большими перерывами. Он углублял норку, но как! – чем холоднее становилось, тем глубже он копал. Его заставлял работать холод. Выглянет солнышко – сверчок прекращает свою работу.
Наступили холода. Сверчок спрятался в норке и не показывался из нее. Поль изо дня в день следил за несколькими норками – сверчков не было. Но в теплые дни сверчки вылезали из норки. Раз даже в середине зимы сверчок вылез из норки и выбросил наружу немножко накопанной земли. Он работал и среди зимы. Правда, только в очень теплые дни.
Весной сверчки поправили норки, покопали еще немного. В конце апреля зазвучали песенки. Сидя на пороге норки, сверчки грелись на солнце и пели, пели:
– Кри-кри-кри!.. Кри-кри-кри!..
Сверчок – хороший музыкант. Его песня приятна и звучна. Ее слышно за много сотен шагов.
Музыкальный инструмент сверчка очень прост. Это зубчатый смычок и дрожащая пленка-скрипка.
Поль много раз видел, как дрожат надкрылья сверчка во время его песни. Но он не знал, что делает ими сверчок. И не знал, почему звучит эта песня.
– Смотри! – пристыдил его отец. – Ты держишь сверчка в клетке, чтобы слушать его песни? Так как же ты не знаешь инструмента твоего музыканта?
Спинку сверчка прикрывают два надкрылья. Это верхние крылья сверчка. Они плотные, кожистые. Их два – правое и левое. Лежат они друг на друге – правое наверху, левое под ним, внизу.
На верхней стороне надкрылья – две прозрачные площадки. Они обрамлены крепкой жилкой и покрыты морщинками. На них есть и перемычки: на одной площадке штук пять, на другой всего одна. Но это не все. Есть еще углубление со складочками. Эти складки правильны, словно ступеньки лестницы. Их пять-шесть штук.
Такова скрипка сверчка. Такая скрипка есть и на правом и на левом надкрылье.
Смычок – толстая, крепкая жилка, ребрышко. Она – на нижней стороне надкрылья, как раз под углублением со ступеньками. На этой жилке сотни полторы зубцов. И смычков два – правый и левый.
Смычок правого надкрылья задевает за площадки левого. Надкрылье дрожит. Дрожат площадки, дрожит углубление со ступеньками. Скрипка поет. Заодно дрожит и левое надкрылье, поет и левая скрипка.
– А левый смычок? Зачем же он? Ведь под ним спинка сверчка. Ему не по чему пиликать. Под ним нет скрипки.
– Все сверчки пиликают правым смычком. Я ни разу не видал сверчка-левши, – ответил Фабр Полю, – А левый смычок... Посмотрим.
Фабр решил переделать сверчка. Пусть его пиликает левым смычком. Он захватил край надкрылья щипчиками и осторожно повернул его.
Правое надкрылье оказалось внизу, левое наверху. Теперь должен был работать левый смычок.
Сверчок сидел как ни в чем не бывало. Он словно и не замечал того, что из него сделали левшу. И вдруг...
– Ха-ха-ха! – не удержался Поль. – Вот тебе и левша!
Сверчок расправил надкрылья и переложил правое наверх.
Фабр не успокоился. Хорошо! Надкрылья взрослого сверчка жестки. Их не переделаешь. Ладно! Я переложу их у молодого сверчка, когда он линяет. Тогда надкрылья совсем мягкие. Когда они загрубеют, сверчок уже не сможет их выправить.
– Поль! Тащи сюда молодого сверчка!
И Поль отправился на поиски.
На столе – почти взрослый сверчок. Он линяет в последний раз. Его старая кожица сброшена. Новая кожица еще не окрепла, и сверчок не черный, а красно-коричневый.
Фабр переместил надкрылья сверчка. Они были совсем мягкие, словно мокрая бумага. И Фабр очень боялся вывихнуть эти надкрылья, – тогда они вообще не смогут работать.
Правое надкрылье оказалось внизу, левое наверху.
– Ну, теперь-то ты будешь левшой!
Часы шли, сверчок чернел, надкрылья грубели. Прошло три дня. Сверчок был совсем черный.
Скрж-ж-ж-ж-ж-ж... Крж-ж-ж-ж... Кр-р-р-р...
Смычок ударил по скрипке. Но скрипка не запела – она скрипела, как немазанное колесо.
– Ага! – обрадовался Фабр. – Ты не умеешь играть левым смычком.
– Кри-кри-кри!.. Кри-кри-кри-кри-кри!.. – запел сверчок ему в ответ.
Что такое? Сверчок вывернул затвердевшее надкрылье. Он переложил правое наверх. Он поставил на место правый смычок. И теперь он пиликал, как и всегда, правым смычком.
– Ты перехитрил меня! – сознался Фабр.
Так и не удалось Фабру сделать сверчка левшой.