Обезьяны
«Рассказы о зверях», 1901 г.
Перевод О.Н. Бутеневой
Прежде чем рассказать вам что-нибудь про обезьян, следует ознакомиться с некоторыми сведениями о них и их образе жизни. Тогда и самые рассказы покажутся вам интереснее. Существует три рода обезьян: человекообразные, бабуины и просто обезьяны. Разница между ними заключается между прочим в хвостах, так что вы если увидите их в зоологическом саду (в Европе кроме Гибралтара их нет в диком состоянии), то легко различите: у человекообразных нет хвоста, и они ходят прямо, подпираясь передними ногами или руками; бабуины имеют короткий хвост и ходят на четырех ногах, а у обезьян хвосты такой длины, что, цепляясь ими, они могут висеть на хвосте и перекидываться с дерева на дерево. Человекообразные и обезьяны очень охотно перенимают все, что делают люди, и потому негры Африки уверены, что они тоже люди, но очень ленивые, которые не хотят говорить, чтобы их не заставили работать. Бабуина, наоборот, нельзя ничему обучить. Есть несколько видов человекообразных обезьян: орангутанг, шимпанзе, горилла, гиббон. Они все очень дики и свирепы, их очень трудно поймать, но раз пойманные, они не только скоро делаются ручными и очень привязываются к человеку, но легко обучаются многому.
Лет триста тому назад, именно в 1698 г., одна из таких обезьян, пойманная в Анголе, была привезена в Лондон. На корабле она очень привязалась к тем, кто заботился о ней, и вообще была очень мила и любезна. Ей сшили несколько платьев, которые надо было надевать на нее для защиты от холода. Когда судно вступило в умеренные области, эта обезьяна очень охотно надевала свои платья, и так как сама она не умела надевать их, то приходила к кому-нибудь из матросов и, казалось, просила его одеть ее. У нее была собственная постель и, ложась спать, она клала голову на подушку и закрывалась одеялом, как люди. История ее, к сожалению, очень коротка: она околела, как только судно прибыло в Лондон, потому что не могла перенести слишком резкой перемены климата.
Другая обезьяна женского пола была привезена в Голландию в 1776 г. Она тоже страдала и околела, прожив в клетке семь месяцев. Она так полюбила своего сторожа, что, когда он уходил, она скучала, кричала и рвала в клочки все, что могла достать, точно избалованный ребенок. Когда ее звали пить чай, она приходила со своей чашкой и блюдцем, клала сахар в чашку, затем наливала чай и ждала, чтобы он простыл; за обедом она тоже вела себя хорошо. Она умела употреблять ножик, вилку, салфетку и даже зубочистку с такою ловкостью, как будто пользовалась ими всю жизнь, хотя, конечно, в родном лесу, она не видала ничего подобного. Она усвоила эти хорошие манеры, наблюдая за людьми, сидящими за столом или от своего сторожа. Она очень любила землянику и ела ее с наслаждением, тыкая вилкой и держа в другой руке тарелку. Вино она тоже любила и пила его, как люди, держа рюмку в руке. Вообще она вела себя гораздо лучше, чем два других орангутанга, которые тоже могли бы сидеть за столом хорошо и употреблять нож, вилку и стакан и отлично умели дать понять каютному служителю (это было на судне) все, чего хотели. Тем не менее эти обезьяны хватали его за руки и кусали, если он не тотчас же давал им то, чего они требовали.
У одного французского священника был орангутанг, которого он воспитал с самого детства. Этот орангутанг ужасно любил своего хозяина и ходил за ним как собака. Когда священник уходил в церковь, то запирал орангутанга в комнате. Раз обезьяне удалось ускользнуть, и подобно тому, как это часто делают собаки, она последовала за своим хозяином и появилась в церкви. Незамеченный священником, орангутанг забрался на балдахин кафедры и лежал там спокойно, пока не началась проповедь. Тогда он выглянул оттуда, чтобы видеть своего хозяина, и стал передразнивать все его движения так забавно, что прихожане начали смеяться. Проповедник, думая, что они смеются над ним, очень рассердился, но чем сильнее волновался он, махая руками, тем смешнее были движения обезьяны. Наконец один из друзей священника подошел к кафедре и показал ему наверх. Священник взглянул и, увидев, как ловко его передразнивают, сам не мог удержаться от смеха. Пришлось прервать службу, пока, нарушитель ее не был уведен домой и заперт там.
Один вид обезьян назывался варварийским; эти обезьяны водятся в большом числе в северной Африке, которую прежде называли Варварией. Часто деревья в иной роще сплошь усеяны ими; их много и в Аравии и в Индии. Они очень злы и большие забияки.
Индусы часто забавляются, устраивая среди них побоища. Для этого они ставят на землю несколько корзин с рисом на некотором расстоянии одну от другой, а у каждой корзинки толстую палку, а сами прячутся за деревьями и наблюдают. Обезьяны толпой спускаются с деревьев и трусливо подбираются к рису, но не решаются и снова скачут на деревья, крича и кривляясь. Самки более смелы, чем самцы, и первые решаются напасть на пищу, но лишь только они приступают к еде, самцы набрасываются и отгоняют их; начинается борьба, причем иные хватают палки. Схватка кончается тем, что слабые и побитые скрываются в лес, а победители завладевают добычей. Обезьяны не только большие забияки, но и очень мстительны. Несколько англичан, путешествуя по Индии, раз, просто ради забавы, подстрелили одну обезьяну из стаи. Слуги туземцы, зная, что произойдет, отговаривали их от этого, но те не послушались их. Они выстрелили в самку, у которой на шее висели детеныши, та упала с дерева мертвою, и дети тоже убились. В одно мгновение обезьяны, которых было около шестидесяти, набросились на экипаж и наверно нанесли бы урон этим глупцам, если б слуги, которых к счастью было много, не отогнали их, а кучер не погнал бы лошадей. Бабуины самые уродливые создания, каких только можно себе представить. Они очень дики, и потому их редко можно поймать и приручить. Когда их хотят поймать, они позволяют своим преследователям подойти довольно близко, затем делают ловкий скачок на дерево и смотрят оттуда вызывающе, как будто хотят сказать: не хочешь ли взять меня? Один бабуин так измучил своих преследователей, что они погрозили ему ружьем, хотя вовсе не собирались стрелять в него. Он, вероятно, видел ружье раньше, знал, что может произойти, и так испугался, что оцепенел от страха и упал с дерева. Его поймали, но он так бился, что пришлось связать его, а когда он начал кусаться, ему завязали рот. Бабуины большие воры; они приходят с гор целыми толпами и обворовывают сады. Они набирают фрукты и засовывают их себе за щеки, а в безопасном месте съедают их, не торопясь. При таком грабеже они всегда выставляют сторожевых, которые предупреждают об опасности. Завидев что-либо тревожное, эти обезьяны поднимают неистовый рев, и всей ватагой кидаются в беспорядочное бегство. Бабуины таскают все, что можно, самым беззастенчивым образом. Они осторожно подкрадываются сзади, схватывают соблазнившую их вещь своими длинными руками, потом убегают на некоторое расстояние и рассматривают ее. Часто они уносят у бедных, работающих в поле туземцев их обед, и съедают его на их же глазах.
Обезьяны живут на деревьях в южной Азии, в Америке и в Африке и неохотно спускаются на землю. Они почти всегда в движении: скачут, играют, перескакивают с дерева на дерево, цепляясь хвостами за сучья. Обезьяны некоторых видов умеют перебираться с одной верхушки высокого дерева на другую очень любопытным способом: одна какая-нибудь сильная обезьяна цепляется за дерево, другие навешиваются на нее цепочкой и принимаются качаться, пока крайняя не ухватится за желаемое дерево. Тогда между деревьями образуется живой мост, по которому одна за другой переходит вся стая. Таким способом они переправляются даже через небольшие реки, над водой которых свешиваются ветви больших деревьев. Один вид называется воющим, потому что каждое утро и вечер эти обезьяны воют часа два. Этот вой так ужасен, что можно подумать, будто весь лес наполнен дикими зверями, которые ревут с голода, а на деле это только безобидные обезьяны. Начинает выть и управляет диким хором особый запевало, который сидит на ветке дерева выше других, и поет соло, а потом к нему присоединяются остальные.
Во многих местностях в Индии обезьянам поклоняются, и туземцы даже воздвигают им храмы. Каждое племя имеет своих священных обезьян и не признает обезьян другого племени, беспощадно прогоняя их, если те заберутся в святилище, которое воздвигнуто для своих. Очевидцы рассказывают, как однажды одна большая и сильная обезьяна пробралась в храм, но лишь только жители заметили ее, как немедленно погнались за ней, чтобы выгнать; от страху она забралась на самый верх храма, где был маленький купол, в котором она могла поместиться. Овладев этой позицией, обезьяна храбро выгоняла оттуда других обезьян, и когда те пытались забраться туда же, она столкнула несколько штук их с крыши. Преследователи, не зная, как выжить ее, в конце концов, сочли за лучшее удалиться, а когда стало темно, обезьяна сама постаралась уйти незамеченной.