Баран и овца
Автор: В. Лункевич, 1912 г.
Домашний баран и овца глупы, непроходимо глупы. Даже не верится, чтобы эти кроткие, рабски-покорные, тупые и трусливые создания вели свой род от диких баранов, которые отличаются резвостью, проворством и ловкостью, умеют иной раз смело взглянуть опасности в глаза, храбро защищаются, находчивы, понятливы, а иногда так даже умны. Однако, приходится думать, что прирученные бараны и овцы действительно произошли от диких баранов.
Ученые еще не решили толком, от какой именно породы диких баранов происходит наш мелкий рогатый скот. Быть может, та порода, которую впервые приручили люди, уже исчезла с лица земли; но теперь все же есть несколько диких пород, которых следует считать близкими родичами наших домашних баранов.
Все дикие бараны – вольные дети гор. Они прекрасно карабкаются по скалам, забираются на головокружительную высоту, переходят с одного горного пастбища на другое, и только тогда, когда на горах весь корм истощится и выпадут снега, они спускаются в долины. Летом и весною – к их услугам роскошный сочный корм; зимою же и поздней осенью они перебиваются кое-как сухою травой, мхом и лишаями, а если и такого корма нет, то грызут древесную кору.
Среди различных пород диких баранов особенно любопытен гривистый баран, коренной житель Африки. С виду это, поистине, бравый молодец. Как он искусно лазает по самым высоким скалам, как ловко перепрыгивает с камня на камень, как осторожно бредет по краю ужасной пропасти! Кажется – один нерасчетливый шаг, и он провалится в бездну и искрошит себе все кости. Но за него страшиться не приходится; гривистый баран – что дикий козел: сроднился со скалами и научился быть осторожным. Живя на «вольной воле», где что ни шаг, то можно и на беду наткнуться, гривистый баран все время начеку: внимательно осматривается, прислушивается ко всякому подозрительному шороху, тревожно обнюхивает воздух. Малейшая опасность – и он стремительно пускается в бегство: скачет вверх к спасительной вершине, или несется без оглядки вниз к высокому обрыву, летит, как птица, через пропасть, и... либо пан, либо пропал! Если скачек был верен, то баран уж на другой скале, а если нет, – то бьется в предсмертных судорогах на дне глубокой пропасти.
Вы видите таким образом, что даже у дикого, привыкшего к воле, барана сказывается порою большая трусость. А про наших домашних, порабощенных баранов и говорить нечего. Эти туповатые создания причиняют своим хозяевам очень много забот и неприятностей главным образом потому, что очень уж они пугливы и трусливы. Буря, гроза, пожар и наводнение наводят на стадо такой ужас, что оно окончательно теряет голову. Вместо того, чтобы устранить как-нибудь беду, искать спасения, бараны подымают отчаянный рев, и либо сбиваются в кучу и толкутся без всякого смысла на одном месте, либо мчатся со всех ног, куда глаза глядят. Вот для примера интересный рассказ одного старого пастуха.
«Мы, говорит пастух, сам-сём пасли наше стадо в 2000 овец и 150 коз в степях под Очаковым. В первый раз мы выгнали стадо в марте; погода была хорошая и показалась уже молодая трава. К вечеру пошел дождь и поднялся холодный ветер. Вскоре дождь превратился в снег: становилось холоднее, наши платья обмерзали, и спустя несколько часов после захода солнца, начал бушевать и реветь ветер, так что мы перестали видеть и слышать. Мы были недалеко от овчарни и жилища и старались добраться до них. Между тем ветер встревожил овец и гнал их все дальше от жилища... Мы бросались во все стороны, отбивали и гнали их назад, противились и буре, и стаду, но овцы теснились и давили друг друга, а беспорядочная куча их продолжала катиться все дальше и дальше в продолжение всей ночи. Когда наступило утро, мы не видели ничего вокруг себя, кроме снега и мрачной, бурной пустыни... Мы отдались на произвол судьбы; стадо быстрыми шагами двигалось вперед: мы сами шли во главе, за нами блеющая и кричащая куча овец, далее рысью быки с возом, нагруженным запасами, а за ними стая наших воющих собак. В этот день уже исчезли наши козы; наш путь везде был усеян оставленными нами околевшими животными... Наступила ночь, а мы все еще не находили спасительного двора или деревни... Мы знали, что буря гонит нас как раз на крутой берег моря, и ждали каждое мгновение, что свалимся в него вместе с нашим глупым скотом. Когда наступил день, мы увидели несколько домов, мелькнувших в стороне от нас сквозь снежный туман. Хотя они были от нас совсем близко, но глупые животные ни на что не обращали внимания и по-прежнему неслись туда, куда их гнала буря. Вскоре дома исчезли у нас из виду, и мы непременно погибли бы, если б на вой собак не подоспела помощь. По близости оказалась деревня, в которой жили немецкие колонисты. В числе 15 человек они бросились со свежими силами навстречу нашим овцам, потянули и поволокли их, а нас и наших больных постепенно перетащили в свои дома и дворы. На пути пропали все наши козы и 500 овец»...
Несмотря, однако, на такие большие хлопоты и неприятности, человек усердно размножает овец, улучшает их породу, воспитывает громадные стада их, потому что овцеводство – дело прибыльное. И африканские дикари, и кочевники средней Азии, и образованные народы – французы, немцы, испанцы, англичане, русские – все занимаются в большей или меньшей степени скотоводством, все держат при своем хозяйстве овец. Есть народы, например, киргизы, вся жизнь которых проходит в уходе за стадами мелкого рогатого скота; есть страны, например, Австралия, где овцеводство составляет главное занятие людей, и где видные богачи измеряют свои богатства числом голов мелкого рогатого скота.
Овечье мясо, баранина, у многих народов в большом ходу. На Кавказе баранину и в особенности мясо молодых барашков едят так же часто, как и говядину; тут она заменяет собою телятину. И надобно заметить, что мясо кавказских баранов куда вкуснее той баранины, которую едят в России: русская баранина отдает неприятным запахом и салом, чего нельзя сказать про кавказскую баранину. Барашек на вертеле и прославленный кавказский «шашлык» – действительно вкусные кушанья.
Овечье молоко также находит хороший сбыт. Из него приготовляют масло, сыр, творог и кислое молоко. Овечьи шкуры идут на приготовление теплой одежды (тулупы) и шапок. Персы, татары, грузины и армяне, в особенности в деревнях, носят на голове особенные шапки – «папахи», которые делаются из овечьих шкур. Черные курчавые шкурки молодых ягнят (мерлушки) ценятся особенно дорого: они идут на шапки и на воротники для господ.
Но что дороже всего для человека, так это овечья шерсть. Чего только из нее не приготовляют! Бурки, войлок, ковры, грубое «солдатское» и тонкое «барское» сукно, всевозможные шерстяные материи, из которых шьются платья – все это делается из овечьей шерсти. Не всякая порода овец годится для этой цели. Лучшую шерсть дают овцы испанской породы, так называемые мериносы. Самые тонкие и красивые шерстяные материи, самые лучшие сорта сукон (английские сукна) вырабатываются из шерсти мериносов или других близких к ним пород. У этих овец руно (шерсть) короткое, но очень густое, тонкое и мягкое, словно шелк; оно сидит на теле мериноса довольно гладко и завито в мелкие кудряшки.
Из азиатских и кавказских пород большою славой пользуются курдючные овцы: у них на задней части тела вместо настоящего хвоста торчит курдюк...
О других породах не стану распространятся: интересного для нас в них мало. Не мешает разве прибавить, что и среди мелкого рогатого скота встречаются безрогие породы: но есть и такие, у которых на голове, вместо одной пары рогов, сидят две и даже четыре пары...