Буренушка
Автор: М. Куклин, 1904 г.
Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава I
Стояла холодная зима. Утренние рождественские морозы трещали на улице и крепко постукивали в стены домов и деревенских построек. Заря только что начинала просвечивать сквозь холодную мглу и пробивалась в окна ветхой избушки, стоявшей на краю большого села. Правда, в избушке было бы еще темно, если бы в светце не горела лучина, освещавшая всю ее внутренность.
В этой избушке живет бабушка Арина вместе со своею невесткою и двумя малолетними внучатами: мальчиком и девочкой, оставшимися после смерти ее единственного сына...
Несмотря на столь раннее еще утро, бабушка Арина уже давно встала. Пробудились и ее внучата и были очень обрадованы, когда в избу принесли теленочка, недавно родившегося. Новорожденный был еще очень слаб и плохо держался на ногах. Его положили под полатями на кучу принесенной соломы.
Дети не отходили от теленочка и, любуясь им, осторожно дотрагивались до ушей и ног его или же гладили; Буренушка же, как они называли теленочка за бурый цвет шерсти на нем, только бессмысленно глядела на них, лениво пошевеливая своими мягкими губами.
– В хлеве-то ей, бабушка, холодно было? – спрашивали дети, прислушиваясь к стуку мороза на улице.
– Да, холодно!.. Слышите, как морозко-то постукивает?.. Потому-то Буренушку и принесли в избу... Пусть в тепле она поокрепнет!
– Какие копытца-то у нее маленькие! – восхищались дети, рассматривая раздвоенные копыта на ногах... – Она так, бабушка, с копытцами и родилась?
– Да, с копытцами!
– А отчего у нее рогов-то нет?
– Вот побольше будет, – вырастут и рожки!..
Утро становилось все светлее и светлее. Дневные лучи наконец проникли в избушку сквозь замерзшие окна. Бабушка Арина погасила лучину в светце и самый светец убрала... А мороз все не переставал постукивать в стены избушки. Дети, сидя около своей Буренушки, закрывали ее шубою, чтобы ей было теплее, давали хлеба и сена, поднося к самым губам, но Буренушка не ела, – понюхает только и отвернет голову.
Проходили дни за днями. Буренушка становилась все бодрее и живее: она часто вставала со своего места и свободно расхаживала по избе к немалому удовольствию детей; знала свою кличку и по зову подходила к рукам. Дети целые дни занимались и возились со своею Буренушкой; навязывали ей на шею и на голову красные ленточки и разные лоскутки, расчесывали ее и мыли, и им с нею было весело, так что, когда Буренушку уносили в хлев к матери, чтобы там покормить, дети скучали и просили бабушку поскорее принести ее опять в избу.
Незаметно для детей прошла зима с морозами, вьюгами и метелями; наступили теплые весенние дни. Буренушку унесли в хлев к коровам, отгородив для нее толстыми жердями особое помещение в углу. Дети не забывали свою любимицу и каждый день по несколько раз приходили к ней: или затем, чтобы принести пойла и корму, или просто полюбоваться и поласкать ее, и Буренушка, видимо, рада была их приходу: весело встречала их каждый раз.
Весеннее солнышко все больше и больше пригревало землю. На высоких местах и на лугах показывалась уже и зеленая травка, выглядывая среди увядших прошлогодних стеблей и листьев... Вот наконец пришел и Егорьев день, которого с таким нетерпением дожидались многие крестьяне, нуждавшиеся в корме для скота; давно ждала этого дня и бабушка Арина. Около полудня в этот день из всех дворов и хлевов выгнали скотину на улицу. Радостное мычание коров и блеянье овец, выпущенных на волю, огласили воздух... Сошлось сюда и все село. Священник с причтом отслужил молебен и окропил все столпившееся стадо святою водою.
Усердно молились крестьяне и крестьянки за молебном, чтобы Господь сохранил их скотинку от всяких болезней и бед и от хищных зверей... Затем все стадо пастухи погнали в поле, а Буренушку дети увели в особо загороженное место для телят, находившееся недалеко от избушки бабушки Арины. Часто дети приходили сюда посмотреть свою любимицу и приносили с собою свежей сочной травки, а к ночи пригоняли ее домой.
Так росла и крепла Буренушка, гуляя на чистом воздухе и полной свободе, окруженная постоянными заботами и попечениями детей.
Глава II
Проходило лето. Дни становились темнее и короче. Часто перепадали дождики с холодными ветрами. В деревнях и селах в этот год появились болезни, и особенно сильно свирепствовала оспа, которой заболевали и от которой нередко умирали не только дети, но и взрослые.
В один вечер невестка бабушки Арины, придя от соседей, сказала ей:
– Там из города пришли телят забирать в телятник!.. Не продать ли нам нашу Буренушку? – продолжала она: – ведь, в зиму пускать – корму много надо, а сена ныне плохие!..
– Так что?.. Пожалуй продадим! – ответила ей свекровь.
Когда дети услыхали об этом, то со слезами на глазах стали упрашивать бабушку не продавать их любимицу, – и так усердно и неотступно просили, что мать и бабушка поневоле принуждены были отказаться от своего намерения.
– А для чего это, бабушка, телят-то забирают в телятник? – спрашивали потом дети, успокоенные обещанием бабушки, что не продадут их Буренушку.
– Как для чего? А оспа-то откуда получается, которую прививают людям?.. Ее от телят-то и получают!
– От телят?!.. – удивленно переспросили дети. – Как же ее берут от телят?
– От телят-то как берут? – раздумывая, повторила она... – А вот уж и не знаю, право, детки!.. Не могу вам этого, как следует, рассказать, потому училась-то я мало!.. Придет уж Иван Нестерович – учитель, так он вам все расскажет и объяснит.
– А когда он придет-то, бабушка?
– Скоро придет!.. Давно обещается зайти... Как встретится – все, говорит, собираюсь побывать у вас... На днях непременно, говорит, зайду!.. Да, вот, завтра за обедней я увижу его и позову. Надобно попросить его, чтобы он записал вас в училище нынешней осенью... Пора вам, детки, и учиться начинать.
– А он, учитель-то, бабушка, как знает про оспу? Он прививает, что ли, оспу-то?..
– Нет, оспы он не прививает, а знает, наверно, потому что он ученый, разные книжки читает, – в книжках написано и объяснено обо всем... Вот и вы, когда выучитесь, будете сами также знать обо всем... Ведь недаром говорится: «ученье – свет, а неученье – тьма!» заключила она наставительно.
На другой день бабушка Арина действительно пошла в церковь и, когда обедня кончилась, пригласила к себе Ивана Нестеровича.
Иван Нестерович Ласкин был учителем в их селе уже более десяти лет, и в продолжение этого времени через его руки, как говорится, прошло не мало учеников как из самого села, так и из окрестных деревень; из них многие теперь уже стали семейными людьми и хозяевами. Таким образом в селе он был свой человек... Всегда и со всеми обращался он ласково и приветливо и потому крестьяне любили его и называли не иначе, как наш добрый учитель. Нередко случалось, что крестьяне в затруднительных обстоятельствах заходили к нему посоветоваться или же поговорить о своих делах и нуждах, и Ласкин радушно принимал их, толковал с ними и с готовностью оказывал им услуги. Словом, Иван Нестерович пользовался в селе среди крестьян почетом и уважением, и видеть его у себя в гостях многие считали за честь.
С бабушкой Ариной Иван Нестерович был давно и хорошо знаком: она не раз бывала у него в доме, помогая в хозяйстве. Теперь, пригласив его от обедни к себе в гости, бабушка Арина хлопотала об угощении и в то же время не переставала занимать гостя разговорами.
– Вот что, милый мой Иван Нестерович! – говорила она, ставя на стол свои кушанья. – Мне хотелось бы ребятишек-то моих поучить, так не оставь... Станешь нынешней осенью записывать к себе в училище учеников, так запиши и моего-то парнишку!
– Хорошо, бабушка, хорошо, запишу!
– Да уж и девчонку-то заодно запиши, – и ей ведь с Крещенья восьмой год пошел... Вместе пусть и бегают... веселее двоим-то!
– Хорошо, запишем и ее! – ответил он радушно. – Так, после дня Богородицы и приводи их!..
– Кушай-ка, дорогой мой, да извини уж на моем угощенье! – потчевала она.
Внучата бабушки Арины скромно сидели тут же на лавке и робко посматривали на будущего своего учителя. Взглянув на них и подсаживаясь к гостю, бабушка Арина продолжала:
– Выручи ты меня, Иван Нестерович, из беды!.. Вчера внучата-то пристали ко мне: расскажи им, как оспа от телят получается?.. Много лет я мыкалась по белу-свету, до старости уж дожила, а ни разу не случалось слыхать об этом – и никогда, правда, на ум-то не приходило полюбопытствовать!..
– Как оспу от телят получают? – переспросил Ласкин. – Я, пожалуй, это вам объясню...
Бабушка Арина и дети внимательно устремили на него свои взоры, приготовившись слушать.
Глава III
Ласкин начал свой рассказ: «Обыкновенно таким образом получается оспа, которую прививают людям:
Берут трехмесячного теленка, здорового и чистого, выбривают ему шерсть на брюхе и делают во многих местах уколы особым ножичком, намоченным в оспенной материи, взятой с прыщей другого теленка, уже болящего коровьей оспой. На 5-й и 6-й день на местах уколов у теленка появляются гноящиеся оспенные прыщи. Из этих-то прыщей берут материю и тут же прививают детям или собирают ее в маленькие стеклянные трубочки, а чтобы не попал в трубочки воздух и прививная материя не загнила, прибавляют в трубочки глицерина и тщательно их закупоривают. Как только понадобится привить кому-либо оспу, трубочку осторожно откупоривают, погружают в нее ножичек или оспопрививательную иглу и затем делают на каждой руке, повыше локтя, или на груди две или три ранки, – и если в эти ранки оспенная жидкость попадет, то человек заболеет оспою. Но заболеет он не тяжело и не опасно. Зато настоящая, т. е., как говорят, натуральная оспа, от которой нередко люди умирают, не пристанет уже к нему».
– Я видала, Иван Нестерович, все прививают на руке, повыше локтя, а не на груди или другом каком-нибудь месте тела, как вы говорите? – возразила бабушка Арина.
– Это все равно!.. Но прививают большею частью на руке потому, что тут бывает не так больно при разрезе, даже и не чувствительно. И потому еще, что когда образуется гноистый нарыв на ранке (что означает – оспа принялась), то, чтобы не сорвать этого нарыва и сохранить оспу, для этого удобнее прививать на руке.
– Почему же непременно от телят берут оспу, а не от других каких-нибудь животных?
– Можно и от других животных прививать; но от телят берут оспенную лимфу (материю) потому, что они считаются животными чистыми... Прививают также и от детей, когда у них привьется; но только многие избегают этого, потому что «вместе с оспенною лимфою можно привить и другие болезни, если они есть у ребенка, например, золотуху и т. п. От телят берут еще и потому, что открытие этой благодетельной прививки оспенной лимфы, избавившей тысячи людей от смерти, первоначально было найдено на корове. Рассказывают, это произошло таким образом: однажды, во время сильно свирепствовавшей оспенной эпидемии, от которой умирали и люди, и животные, у одной женщины заболела оспою корова. Во время доения ее женщина случайно дотронулась до гноистого нарыва на корове и заболела сама оспою, т. е. оспа от коровы привилась к ней. Но так как она болела легко и скоро выздоровела, а, кроме этого, заметили еще, что и все другие, которые заражались оспою от коров, не заболевали натуральною оспою, то и стали прививать людям коровью оспу, – и с этого времени эпидемия вскоре прекратилась. У нас в России прививают оспу со времени императрицы Екатерины II. Чтобы показать пример своим подданным, она первая привила себе даже натуральную оспу, хотя была пожилых уже лет. Подражая ей, стали прививать и другие. Предохранительную коровью оспу стали прививать в России лет через 20 после того.
– Значит, не только детям, но и взрослым можно прививать оспу?
– Да, можно прививать и взрослым. И теперь многие, на случай эпидемии, повторяют прививку оспы, потому что, ранее привитая, она с годами теряет силу, а вследствие этого во время оспенной эпидемии легко можно заразиться и заболеть натуральною оспою...
Так действительно потом и случилось в одном доме, рядом с избушкою бабушки Арины. Сначала заболели дети, которым оспа не была еще привита; потом от них заболели и другие домашние их, – родители детей, у которых оспа хотя и была привита, но давно, в детстве, и, значит, потеряла силу; снова же во второй раз они не привили, – и все до единого в доме умерли, так что дом совершенно опустел и долгое время стоял с заколоченными окнами, наводя немалый страх на проходящих мимо него в темные осенние вечера.
Много, очень много унесла с собою в могилу злая, хищная оспа – и взрослых, и детей, как в самом селе, так и окрестных деревнях, и много пролилось по этому случаю горьких материнских слез в эту тяжелую осень. Но избушку бабушки Арины от несчастья Бог помиловал. Правда, бабушка Арина и сама береглась, берегла и своих внучат. Хотя оспа у детей и была привита, но она не отпускала их на улицу, тщательно не осмотревши, тепло ли они одеты и хороша ли у них обувь. Она твердо верила и вполне была убеждена в действительности и справедливости простого старинного рецепта: чтобы быть здоровым, надобно держать
Голову в холоде,
Живот в голоде,
Ноги в теплоте,
А все тело в чистоте...
Сохранил Бог и скотинку бабушки Арины от всяких болезней и хищных зверей, а Буренушка, к немалой радости детей, много выросла и раздобрела; на голове ее весьма заметно показывались уже два маленьких круглых рога, торчавшие в стороны.
Глава IV
Полевые работы у крестьян давно уже кончены; снопы с тяжелыми хлебными колосьями убраны и сложены.
Но домашний скот еще бродил по опустевшим нивам, доедая несжатую траву; тут же, вместе с коровами, ходила и наша Буренушка.
Дети бабушки Арины утром рано отправлялись с книжками в школу и возвращались оттуда уже перед вечером, а потом, наскоро пообедавши, бежали далеко за околицу встречать своих коровушек и Буренушку, и загоняли их на ночь к себе на двор...
– Слушай-ка, бабушка! Сегодня Иван Нестерович рассказывал нам о корове, – говорили дети, придя из школы и садясь за обед; – знаешь ли, какие бывают у коровы зубы во рту?
– Зубы?.. Какие же? Я думаю – обыкновенные, как и у других животных.
– Обыкновенные-то обыкновенные, – сказал мальчик, – но не такие как у лошади или собаки!
– А какие же?
– Во-первых, у нее спереди, в нижней челюсти, шесть зубов, а не восемь, как у лошади или у нас, и они похожи на лопаточки; а на верхней челюсти и совсем нет ни одного зуба...
– Как же она щиплет траву без верхних зубов?
– Вместо верхних зубов у нее есть твердое утолщение кожи... она ест таким образом: захватит пук травы сперва нижнею губою и кладет на нижние передние зубы, а потом прижимает к утолщению верхней челюсти и откусывает...
– Ну, а это отчего же, – помолчав, спросил бабушку мальчик, – когда бы ни увидели корову, она всегда жует?.. Стоит ли, лежит ли, даже иногда и спит, а все жует?.. Лошадь, так та жует только тогда, когда ест!..
– Замечать – замечала, а отчего – не знаю!
– А это вот отчего, бабушка!.. Когда корова ест...
– Но ты наперед не сказал о желудках-то коровы! – предупреждая, прервала его девочка.
– Да, да!.. У коровы не один желудок, бабушка, как у нас или у лошади, а их четыре, или он состоит из 4-х отделений, из которых 1-ое называется рубцом, 2-ое – рукавом, 3-е – книжкой и 4-ое – сычугом... Когда корова щиплет траву в поле или ест сено, то сначала не жует почти своей пищи, а наскоро набирает ее в рот пучками и глотает мало разжеванную, и она помещается у нее в первых двух отделениях желудка – в рубце и рукаве. Потом, когда наберется пищи достаточно и корова спокойно стоит или лежит после еды, проглоченная пища отрыгается у нее из желудка опять в рот в виде отдельных свертков. Эти-то свертки, или мало разжеванную ранее жвачку, корова во рту снова пережевывает, т. е. перетирает ее коренными зубами и языком, обильно смачивает слюною и потом в другой раз проглатывает, и пища эта идет уже в последние два отделения желудка, а оттуда в кишки. Вот поэтому-то, как мы видим, корова постоянно и жует, когда спокойно стоит или лежит... Такие животные, которые жуют жвачку, называются жвачными животными, – добавил он в заключение своего объяснения.
Глава V
Осень становилась все суровее и суровее. Холодные утренники начинали уже пощипывать пальцы на руках детей и покрывали ручьи и лужи на дорогах прозрачным льдом… Кругом села еще с вечера дымились риги, а утрами на гумнах глухо раздавались частые удары цепов – весело молотили рожь и пшеницу...
Вот на крышах домов и по лугам, на увядшей траве, густым слоем забелелся иней. Пожелтевшие листья сорванные с деревьев буйным ветром, шумно переметаются по дорогам и кружатся по земле... В деревнях повсюду пусто и безмолвно.
Весь домашний скот стоит уже запертый в теплых хлевах. Не гуляет свободно на воле и Буренушка...
Много теперь хлопот и забот бабушке Арине и ее семье. Каждый день надобно накормить и напоить своих коровушек, а для этого нужно приготовить им корма и пойла, также надобно наблюдать за чистотою в хлеве, яслях и корытах с питьем, освежать и проветривать помещение, чтобы в нем был чистый и здоровый воздух, и чаще переменять подстилку, чтобы под ногами у них всегда было сухо, и коровушки могли удобно лечь – отдохнуть. Хороший корм и питье, чистота в помещениях и чистый здоровый воздух предохраняют коров от множества болезней, которым они так же подвержены, как и люди.
– Коровушки требуют ухода и большого, тщательного ухода, – твердит всегда бабушка Арина своей невестке. – От хорошего ухода и присмотра и молока коровушки дадут больше, и молоко у них от этого будет лучше и здоровее.
– Да, уход за скотом, действительно, бабушка, много значит! – подтвердили дети. – Иван Нестерович рассказывал нам, что от различного ухода за скотом, климата и корма в разных местностях бывают различные породы скота. Есть, говорит, породы коров, которые молоко дают одни от 3-х до 5 кружек в сутки, а другие до 3-х ведер...
Отличным уходом, заботливым присмотром за ними и хорошим кормом, обыкновенно, пользуется английский рогатый скот. Потому-то там и существуют лучшие породы коров. Не менее также замечательны крупные породы коров: тирольские, голландские и венгерские; а у нас в России – холмогорские коровы, происходящие от голландской породы, которые были привезены оттуда Петром Великим и поселены в Архангельской губернии, в Холмогорском уезде.
Немного разве чем уступят иноземным породам у нас и малороссийские коровы (черкасские быки), доставляющие хорошее мясо и в большом количестве, и при этом отличающиеся терпеливостью и неприхотливостью в пище и питье, что чрезвычайно важно в наших южных степных местностях.
Кроме этого, хороший заботливый уход за скотом может сделать его кротким и послушным, а дурной и небрежный – злым и мстительным; ласка же и любовь не только укрощают животных, но и делают их понятливыми и умными...
Правда, и стоят того коровушки, чтобы о них заботились, ухаживали и любили их, потому что они очень много доставляют пользы и выгод людям. Нет на земле ни одного такого животного, столь полезного для человека, как коровушка!.. Она дает молоко, которое служит хорошею, вкусною и здоровою пищею для всякого человека, потому что в молоке есть все вещества, нужные для нашего тела и крови. Молоко – самая пригодная пища для детей, а для младенцев – оно необходимо... А сколько разных кушаний и приправ к ним приготовляется из молока!.. Из него также делают масло, сыр, творог.
Корова полезна нам не только при своей жизни, но после смерти. Мясо ее употребляется всеми людьми в пищу и составляет существенное питание большинства людей. «Без хлеба да без щей мясных – обед не в обед», говорят у нас простолюдины. И действительно, мясо самая питательная пища для человека; оно больше, чем всякая другая, дает нашему телу силу и крепость.
Из шкуры, снятой с коровы и выделанной на кожевенном заводе, шьются обувь и одежда, а шерсть с нее идет на войлоки, валенки и шляпы, для набивки стульев и тюфяков. Из сала коровьего льют свечи, которыми освещают наши жилища. Сало также идет на приготовление мыла и на разные мази. Кости, копыта и рога коров тоже не пропадают даром, без пользы: из них варят клей; кроме этого, из рогов коровьих делаются гребешки и разные роговые изделия, а из костей вытачивают пуговицы, делают вилки, кабинетные ножички и множество других разнообразных изделий. Словом сказать – ничто в этих благодетельных животных не пропадает для человека без выгоды и пользы.
Поэтому-то человек с давних, незапамятных времен, в глубокой еще древности, приручил коровушек к себе и сделал их своими домашними животными. И все любят коровку! Даже сложили несколько песенок про нее, которые и поют часто в наших деревнях. Вот одна из них:
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль то ей крапивушки нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, буренушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Сытна поила коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала...
Глава VI
Но мы однако возвратимся к нашей Буренушке. Прогуляв еще весну красную и лето теплое, Буренушка наша за это время так выросла и раздобрела, что стала совершенно взрослою доброю коровою... А уж какая она кроткая, послушная да доверчивая к людям! Подойдет безбоязненно на зов к кому угодно и поласкается; особенно же она любит детей.
– Уж такая ли умная! – хвалила ее бабушка Арина своим соседкам: – все-то она понимает...
А сколько радости было в семье бабушки Арины, когда Буренушка их в половине Филиппова поста отелилась!..
– Вот, детки, и молочко у вас теперь будет от своей Буренушки! – говорила бабушка Арина своим внучкам: – кушайте себе на здоровье!..
Родившийся от нее бычок был совершенно похож по цвету шерсти на свою мать, только белое пятно на лбу да два таких же по бокам спины отличали его от матери.
Говорят: «всем мило свое детище». Это совершенно справедливо и может относиться не только к людям, но и к животным вообще. По крайней мере, я с уверенностью могу сказать, что коровы чадолюбивы, и Буренушка наша любила свое детище: часто так умильно глядела, – любовалась им, или, лаская, лизала его языком... И при этом сколько любви, чистой, нежной материнской любви светилось в ее глазах!.. А с какою благодарностью она смотрела на того, кто из людей подходил к ее теленку и гладил его!..
Но недолго привелось ей полюбоваться и порадоваться своим детищем: бабушка Арина ни за что не хотела оставить у себя бычка Буренушки и продала его. Жалобно замычала Буренушка... И долго потом, когда унесли от нее теленочка, она жалобно мычала и грустила по нем, не пила и не ела, все печально посматривала на дверь, словно ждала, не вернут ли ее дорогого детища!..
Конечно, немногие пожалели о бычке с белыми пятнами, – только разве дети бабушки Арины иногда вспоминали о нем, да сама Буренушка первые дни жалобно мычала и тосковала, а потом и она забыла о нем. И то сказать: время лечит всякие недуги как у людей, так и у животных. Правда, Буренушке нашей не раз еще приводилось потом разлучаться со своими дорогими детенышами, но не мало их выросло и находится в настоящее время и при ней в стаде бабушки Арины.