Лошадь
Автор: В. Лункевич, 1912 г.
I. Лошадь
II. Различные породы лошадей
I. Лошадь
Есть у арабов одно предание. Вот что гласит оно.
Когда Творец захотел создать коня, он сказал ветру. «Я хочу, чтоб от тебя родилось существо, которое носило бы на себе моих почитателей. Его должны любить все мои рабы; его должны страшиться все те, которые не слушаются моих заповедей». И он создал лошадь и воззвал к ней: «Иди в мир, счастливейшее из всех созданий! Я сделал тебя совершенною. Все сокровища земли лежат перед твоими глазами. Ты будешь попирать копытами моих врагов и носить на спине моих друзей. По всей земле ты будешь почитаема. Тебе будет принадлежать любовь господина земли, человека. Ты должна летать без крыльев и побеждать без меча!»
Это говорится, надо полагать, про статного, породистого арабского коня. Поставьте рядом с ним какую-нибудь исхудалую, жалкую водовозную клячу, и вы увидите, что для нее слова Творца – одна лишь горькая насмешка. «Летать без крыльев» и «побеждать без меча» водовозной кляче не пристало! Лишенья, побои и непосильный труд до самой гробовой доски – таков удел ее, и где тут думать о «почете» да о любви людской!
Но не все ж на свете – арабские кони да водовозные клячи. Есть много лошадей чином пониже арабской и выше водовозной клячи. Человек с давних пор заботился о том, чтобы приноровить лошадь к своим повседневным нуждам. Заботы его увенчались успехом: сейчас на свете водится много разнообразных пород лошадей. Одни из них отличаются крупным ростом, силой и выносливостью – например, наши битюги; таких употребляют для перевозки тяжелых кладей. Другие статно сложены и отличаются красивою, легкою походкой; их запрягают обыкновенно в экипажи для быстрой езды.
Третьи – прекрасные скакуны и больше всего пригодны для верховой езды... Словом, каждая порода чем-нибудь особенным разнится от другой породы, каждая несет в жизни человека такую или иную службу.
Лошадь встречается почти в каждой стране. Только в странах очень холодных, например, на дальнем севере, она не живет, так как не переносит сильных морозов.
Простые лошади не требуют особенного ухода. Вот, например, у нас, на юге России, огромные табуны лошадей остаются чуть ли не целый год в степи, под открытым небом, без присмотра – и ничего: живут себе отлично, плодятся, находят пропитанье, общими силами защищаются от врагов. Зато породистый заводский конь нуждается в хорошем уходе, в отборной пище, в заботливом присмотре; иначе он испортится и потеряет цену.
В хороших руках, у понятливого и доброго хозяина лошадь может проявить весь свой природный ум. Это – очень сердечное и понятливое создание. Она привязывается к своему хозяину, помнит его долгие годы, ласкается по своему при встрече с ним, понимает все его приказания, охотно исполняет все то, что ей под силу. Кто видел хоть раз в жизни обученную лошадь в цирке, тот никогда не перестанет удивляться разуму этого прекрасного животного. Чего только не делает такая лошадь по приказанию своего господина! Она внимательно, добрыми глазами следит за каждым движением его руки, прислушивается к каждому слову его и старательно, безропотно проделывает самые невероятные штуки: скачет через барьеры и иные препятствия, поднимается на задние ноги, исполняет под музыку различные танцы, притворяется мертвой, становится на колени, отвешивает публике низкие поклоны, смотрит на часы и отбивает копытом, который час, – всего не перечтешь! Ну, это, положим, лошади ученые, прошедшие целую школу, – им, значит, и книги в руки. А вот обыкновенные лошади. Посмотрим, много ль в них ума? Посмотрим!
Лошадь держали в сарае. В сарае были ворота, которые не доходили до верху. Ворота всегда запирались – изнутри на задвижку, а снаружи при помощи щеколды; несмотря на это, лошадь почти каждую ночь удирала из сарая. Долгое время хозяин никак не мог догадаться, кто выпускает ее. Наконец, однажды ему удалось-таки узнать, в чем тут дело. Когда лошадь заперли, она, несколько времени спустя, подошла к воротам, толкнула мордою внутреннюю задвижку и отодвинула ее. Снаружи ворота, однако, оставались еще заперты. Тогда лошадь вытянула шею, просунула голову и открыла ворота.
Такую же догадливость обнаружил другой конь, только совсем по иному поводу. Его свели как-то в кузницу подковать. На другой день он вновь явился в кузницу, но один, неоседланный, без уздечки. Кузнец отогнал коня и принялся снова за свою работу. Не прошло, однако, и нескольких минут, как в дверях кузницы опять показалась лошадиная морда. «Что за оказия?» – подумал кузнец и внимательно осмотрел лошадь: на одной ноге у нее не было подковы. «Так вот в чем дело!» – воскликнул кузнец, взял с полки подкову и подковал коня. А конь все время, пока ему налаживали подкову, стоял спокойно; когда же все было готово, он встряхнул гривой, громко заржал – должно быть, от удовольствия – и умчался домой... Что это, по вашему, ум или не ум?
У Роменса была лошадь, которая по ночам, как только конюх ложился на покой, снимала с себя недоуздок: снимет, подойдет к ящику с овсом, вытащит палки, которыми запирался ларь, высыплет овес на землю и примется уплетать его. В жаркие ночи, когда в конюшне было очень душно, она подходила к окну, дергала зубами за веревку, привязанную к фортке, и отпирала таким образом ее. А днем, когда ее томила жажда, она подбегала к водопроводу, отворачивала мордой кран и пила воду...
Что удивительного в том, если животное, от природы такое умное, научается всяким мудреным штукам? Только учить его нужно умеючи, терпеливо, а не по-зверски – кнутом да бессмысленною руганью. Замечу мимоходом, что и собак, и кошек следует обучать спокойно, толком и ласкою. Кнут – учитель плохой. Кнутом легко испортить животное, легко забить его природный ум, озлобить сердце, извратить характер. Спросите дельных воспитателей животных, как обучали они своих собак, кошек, лошадей – и все они ответят вам по совести: только не палкой!
II. Различные породы лошадей
Арабы считают лошадь самым благородным животным. И надо сказать правду, арабский конь – действительно прекрасное животное. Он для араба – все: и верный товарищ, и покорный слуга, и бескорыстный помощник. Араб по природе непоседлив. Он – кочевник, пастух, бесстрашный воин, а иногда и смелый грабитель. Жизнь в шатрах, скотоводство, воинственные набеги на соседей, веселые празднества, на которых можно блеснуть ловкостью и отвагой – вот с чем сроднился араб, вот в чем проходят дни его; и эту участь разделяет с арабом и его неизменный друг, арабский конь.
На лошади араб проводит большую часть своей жизни. Перебирается ли он на новое становище, пасет ли стадо свое, идет ли войною на соседа, спешит ли на празднество – всюду при нем его неразлучный спутник, конь: с ним делит он и горе и радость, и неудачу и счастье, и позор и славу свою! Коня он холит и голубит, с конем проводит день и ночь, коня он любит больше всего на свете, и потому-то у него такой отличный конь: стройный, красивый, пылкий и выносливый! В характере арабской лошади сказался характер ее властелина: она горда, понятлива, неутомима и отважна. Араб не может нахвалится ею, называет ее самыми ласковыми именами, сравнивает ее то с вольным ветром, то с ласточкой, то с быстрокрылым орлом. «Не называй ее моим животным, – говорит он. – Нет! Это – не животное, а сын мой. Она бегает быстрее буйного ветра, быстрее, чем взгляд скользит по равнине. Она чиста, как золото. Зрение ее так остро, что она видит волосок в темноте. Она догоняет на бегу быстроногую козу. Орлу она говорит: я несусь по воздуху так же, как и ты! Свист пуль поднимает дух ее. Ей не страшны ни грозный ветер, ни непогода, ибо благородный конь презирает ярость бури. На этом свете нет лошади ей равной. Она понимает все, как сын Адама: ей не достает лишь языка».
С арабской лошадью можно сравнить только чистокровную английскую лошадь, которая, как говорят знатоки, не уступает ей ни в красоте, ни в силе, ни в выносливости. Говоря по справедливости, лучшими скакунами должны считаться английские лошади.
Хороши также и лошади персидской породы. Подобно арабам, персияне много внимания уделяют разведению породистых коней, и потому их лошади ценятся довольно дорого. У нас в России, лучшими лошадьми считаются лошади орловской породы, а также некоторые из донских лошадей. Среди кавказских пород большою славою пользуются карабахские лошади. Они, как полагают, ведут свой род от арабских коней.
Из остальных пород укажу еще на шотландских пони. Это – карлики среди лошадей. Маленькие, статные, с косматой гривой и пушистым хвостом, веселые и бойкие – вот каковы шотландские пони. У нас они встречаются довольно редко и ценятся дорого.
Лошадь, как и другие домашние животные, приручена человеком с незапамятных времен. Надо думать, что в числе первых народов, приручивших ее, были египтяне, древние индусы (жители Индии, что в Азии) и китайцы. Когда это совершилось – опять-таки трудно сказать. Впрочем, известно, что на древнейших египетских памятниках, которые были выстроены еще за семнадцать веков до Рождества Христова (три тысячи шестьсот слишком лет тому назад), уже встречаются изображения домашней лошади. Отсюда следует, что лошадь стала домашним животным еще раньше. Затем известно, что в Библии есть подробное указание насчет того, как разводить породистых коней, как устраивать заводские конюшни и т. п. Приходится поэтому согласиться, что уже в те далекие времена, о которых говорится в Библии, люди знали настоящую цену лошадям и умели воспитывать их.
Все наши домашние животные ведут свой род от диких животных. То же нужно сказать и о лошадях. Когда-то водились на свете табуны диких лошадей. Их люди подчинили своей воле, приручили, и с той поры лошадь стала домашним животным. Но каковы были эти дикие прародители наших лошадей, – на этот счет пока имеются одни лишь догадки различных ученых. О догадках здесь не место говорить, а потому – молчу.
Одно лишь, впрочем, верно. Сейчас ученым и путешественникам нигде не приходилось находить настоящих диких лошадей. Но если нет на земле диких лошадей, то есть лошади одичавшие. Они встречаются, например, на роскошных травянистых степях Южной Америки в так называемых пампасах. Этих лошадей называют циммаронами (циммароны), и вот что рассказывают о том, откуда они взялись.
Есть в Южной Америке город по имени Буэнос-Айрес. Он был основан в 1535 г. Прошло несколько десятков лет, и жители покинули этот город. Уезжая, они однако оставили случайно в городе штук 5 или 6 лошадей. Оставленные лошади паслись на свободе без всякого присмотра, и так как корму было у них достаточно, то они остались живы и расплодились. В 1580 году Буэнос-Айрес был снова населен, и новоприбывшие жители нашли в окрестностях своего города очень много лошадей. Но это уж были одичавшие лошади. С тех пор их род не прекращался. Одичавшие лошади сильно размножились, так что теперь в пампасах бродят громадные табуны циммаронов.
Комментарии ()